Данный вопрос будет освещен в нескольких частях. Первая – общая теория и личные впечатления. Во второй части с практической точки зрения будет описан процесс подключения.

Часть 1 (лирическая)

Итак, 15 мая 2018 года на выставке Tibo оператором Velcom было объявлено о запуске услуги sip-телефонии. Учитывая, что данная услуга тестировалась оператором последние года 4 (нет), ожидания от ее реализации были самые оптимистичные. К сожалению, оказалось как всегда.

Первые дни после объявления звонки в 411 не принесли вообще ничего! Операторы просто не знали о существовании такой услуги, потом у них не было информации и т.п. Что ж, едем на Tibo, уж там-то точно будут знать. В какой-то мере ожидания оправдались, но уже тогда закрались сомнения. На листике ручкой мне записали основные моменты и стоимость услуги и пообещали прислать на почту более подробное описание и КП. На вопрос почему же так дорого первоначальное подключение (около 200 рублей) мне ответили, что “у нас очень сложные внутренние процессы”. Время настройки услуги и подключения основного номера около двух недель (на самом деле заняло 1.5 месяца). Время переноса существующего номера в sip не менее суток, но может достигать и 3. Обещанный личный кабинет по услуге уже четвертый месяц отключен и нет вообще никакой информации о его включении. Состояние счета и остаток минут, соответственно, предлагают узнавать через службу 150. И вишенка на торте – режим многоканальности. Что на выставке, что при общении с представителями компании Велком, в данном режиме описывалась возможность каждому из номеров определять количество доступных каналов из пакета многоканальности. Сначала эта возможность декларировалась в личном кабинете (которого нет!), позже уже в настройках телефонии путем указания ограничений для каждого из транков. К моменту же подключения услуги реализация была изменена еще раз, согласно которой регистрация на стороне провайдера происходит только основного номера, а для всех дополнительных номеров регистрируется только peer. Как говорится, нет слов, одни чувства. Остается один единственный вопрос, а что же тогда тестировали то 3-4 года?

Отдельного абзаца заслуживает сама технология подключения. Подключение sip-номера возможно только при условии подключения услуги интернета от компании Велком. Но(!!!) в случае подключения через оборудования Атлант телеком схема чуть-чуть меняется. Вам отдельно притянут шнурок под интернет, который вы можете отдельно повесить на гвоздик рядом и отдельный шнурок под sip. Была надежда, что все vlan’ами разрулят, но спустя 2 недели попыток специалистов настроить маршрутизацию, махнул рукой и согласился на подведение второго кабеля.

Вместо промежуточного итога.

К сожалению, компания выпустила на рынок  сырой продукт, чрезмерно и искусственно усложнила его и, к тому же, отключила часть функционала, заявленного на сайте.   При этом, на основании десятков звонков в техподдержку и остальным причастным, в компании очень сильно хромает коммуникация между менеджерами и сотрудниками техподдержки с одной стороны и разработчиками услуги со второй. Вопросы о включении личного кабинета и правильной работы услуги многоканальности висят в воздухе месяцами. Для некоторых других провайдеров такая ситуация была бы если и не ожидаемой, то хотя бы простительной, но в случае с компанией Велком всё это вызывает искреннее удивление.

Часть 2 (практическая)

Итак, если всё написанное выше вас не смутило и вы решили подключить себе данную услугу. В этом случае смело звоним по номеру 411 (или связываемся напрямую со своим менеджером) и заказываем пакет документов. В зависимости от наличия у вас интернета от Велком, вам пришлю заявку на подключение оного и анкету, в которой вам необходимо будет заполнить информацию о вашей ip-телефонии.

После заполнения и отправки документов дожидаемся коммерческого предложения и схемы. Со схемой вопрос отдельный, ее вид будет сильно зависеть от типа оборудования в вашем офисе.

Далее по присланной схеме приписываем маршруты на вашем оборудовании и проверяем доступность sip серверов. После этого вам пришлют инструкцию по подключению. Внимательно перечитайте ее, подумайте, перечитайте еще раз. Появились вопросы? Естественно, ведь они маленько не соответствую действительности 🙂 Но не спешите звонить в техподдержку, ведь там тоже не совсем в курсе всех этих финтов и придется всем вместе ждать ответов разработчиков. Ну а те недельки через 1.5 ответят в, лучшем случае, на половину вопросов, а вторую или проигнорирую или скажут “что так и трэба”.

Далее будут приведены рабочие настройки для FreePBX.

Заводим транк:

 Настройки Outgoing:

Trunk Name

37529XXXXXXX

PEER Details

username=37529XXXXXXX
type=friend
transport=udp
secret=ваш_пароль
qualify=yes
outboundproxy=10.126.17.231:5060
nat=force_rport,comedia
insecure=invite,port
host=10.126.17.231
fromuser=+37529ХХХХХХХ
fromdomain=10.126.17.231
disallow=all
directmedia=nonat
context=from-trunk
allow=alaw

Настройки Incoming:

Register String:

+37529XXXXXXX:Ваш_пароль@10.126.17.231/+37529ХХХХХХХ

Проверяем статус регистрации:

sip show peers

sip show registry

Теперь создаем входящий маршрут и проверяем качество связи:

Аналогично создаем исходящий.

Важное замечание! После “оптимизации” со стороны специалистов компании Велком, для дополнительных номеров регистрируем только пиры, строку регистрации оставляем пустой, а дид отлавливаем по транку основного номера. Также не забываем, что распределение многоканальности работает не так, как заявлено изначально, а по принципу “кто первый того и тапки”, поэтому высока вероятность, что по не основному номеру может произойти занятие всех каналов, а основной в это время будет куковать. Поэтому подходите к выбору пакета многоканальности со всей серьезностью.

Эпилог.

Краткий итог. К сожалению, без ложки дегтя (в данном случае большого количество черпаков) не обошлось. Многое из заявленного просто не работает, часть не так как это описывалось ранее, а часть вообще как не надо (это о маршрутах со стороны клиентского оборудования!!!). Очень надеюсь, что личный кабинет все же заработает в ближайшем будущем, потому что это вообще смех и стыдоба одновременно. Также удивление вызывает схема подключения и стоимость этого самого подключения. Ни у одного провайдера (даже белорусского) нет таких сложностей и цен при подключении. Неожиданной проблемой для провайдера такого уровня стала просьба сделать для основных видов сборок ip-телефонии сделать типовые инструкции. Ау, ребят, даже Белтелеком себе такого не позволяет нынче. Вот вам пример удачный пример: тыц. Неужели это так сложно? Из плюсов отмечу хорошее качество связи, отсутствие необходимости в покупке gsm оборудования (весомый плюс!) ну и то, что техподдержка и менеджеры все же стараются решать проблемы, хоть и оказались в ситуации между молотом и наковальней.

Подключение многоканального sip-номера от Velcom